+7 (495) 506-56-00

Наш опрос

Что Вас интересует больше?
Всего ответов: 363

Избранное

Поделиться

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

.

.

.

Яндекс цитирования

.

.

.

Яндекс.Метрика

.

Тренинги и семинары по психологии

Категории раздела

Упражнения [9]
Система лечит позвоночник, оздоравливает сердечно-сосудистую систему, увеличивает половую энергию, укрепляет нервы, тренирует концентрацию внимания, повышает устойчивость к стрессам, усиливает интеллект и т.д.-
Полезные статьи [24]
Практические советы и рекомендации для тех, кто идет путем самосовершенствования

.

Яндекс.Метрика

.

...

...

Главная » 2011 » Август » 26 » ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР?
22:30
ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР?
   Это индивидуальное сочетание свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, его поступках.
   В переводе с древнегреческого характер означает «чеканка», «примета». Чтобы узнать характер человека нужно длительное постоянное общение с ним, нужно знать, какие формы поведения являются для него привычными.
   Если смелое поведение является постоянным, типичным, говорят о смелом характере, если в отношениях с другими человек чаще всего открыт, говорят об открытом характере т.д. Если индивидуальность человека лишена внутренней определенности, если его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, говорят о «бесхарактерном» человеке.
   Каждое свойство характера приводит в определенных условиях к совершению соответствующих поступков. Зная характер человека, можно прогнозировать его поведение, предвидеть, как он поступит в таких-то обстоятельствах.  
 
НАПРАВЛЕННОСТЬ
    
Как разобраться в своем характере? Какие черты нужно развивать? От каких избавляться? 
  Рассмотрим эти вопросы.
  В психологии черты характера условно разделяют на 2 группы.
  К одной группе относят черты характера, которые отражает направленность личности, т.е. то, чего человек хочет в жизни, к чему стремится (потребности, мотивы, интересы, убеждения, мировоззрение).
  Другая группа - это волевые качества.
 
  Направленность характера выражается в таких чертах, как:
-альтруизм (человек ставит интересы других, общего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу, прежде всего, о личном благополучии, для него важны только личные потребности и желания);
-общительность и замкнутость, скрытность;
-трудолюбие и лень;
-добросовестность и небрежность, безответственность;
-инициативность и консерватизм, косность;
-самокритичность и зазнайство;
-чувство собственного достоинства и высокомерие;
-помощь другим и хищническое отношение к людям и др.
 
   Психология считает направленность главным элементом личности и подчеркивает, что за внешними проявлениями поступков и действий человека нужно стремиться распознать его истинные переживания, цели, намерения.
   Направленность еще определяют как содержание характера, в котором на первый план может выдвигаться то один компонент, то другой:
- у одного человека преобладают духовные потребности, например, познавательные (к математике, философии, поиск истины), эстетические (к разным видам искусства), к самосовершенствованию; - у другого – социальные: к работе, совместной или организационной деятельности или др.;
- у третьего - материальные потребности - стремление к жилищным удобствам, новой одежде и т.д.
   Направленность личности значительно влияет и на результаты деятельности человека и на его личное развитие. Чем больше человек способен заботиться об интересах других людей, коллектива, в котором работает, тем больших успехов может добиться в своей деятельности, тем полноценнее развивается как личность.
 
   Говорят, что главное в человеке – это внутренняя этика. Рассмотренные выше качества являются выражением, отражением внутренних принципов, убеждений, этики человека.
   Этика как теория морали начала складываться в глубокой древности.
   Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос», которое имело различные значения. В далекой древности это слово означало «местопребывание», жилище людей. Затем оно стало выражать «устойчивый нрав», а также природу какого-либо явления. Великий, древний мыслитель Аристотель образовал от этого слова прилагательное «этический», чтобы обозначить им группу добродетелей, качеств, относящихся к характеру человека - мужество, умеренность, щедрость. Науку, которая призвана изучать данные добродетели, выявлять достоинства того или иного характера человека, Аристотель назвал «этикой». Так образовалась эта наука.
   Аналогом греческого слова «этос» в латинском языке было слово «mos». Оно означало «моду», «обычай», «нрав». Древнеримский оратор и философ Цицерон, опираясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное «moralis», «моральный», т. е., относящийся к нраву, характеру. Позже образовалось слово «moralitas» («мораль»). Оно тоже обозначало науку о человеческих нравах.
   Афинский философ (Платон 427 – 347г. до н.э.) говорил, что «стараясь о счастии других, мы находим свое собственное».
   Существует «золотое правило нравственности»: (не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Первые упоминания о золотом правиле относятся к VI-V векам до нашей эры.
   Учитель Платона великий философ Сократ (469-399гг. до н.э.) изложил гносеологическую, т.е., основанную на познании теорию морали. Ее основной принцип - единство знания и добродетели. Между знанием и добродетелью Сократ не делал никакого различия, называя знающими и добродетельными всех тех, кто знал, что есть благое и прекрасное, и пользовался этими ценностями, а также тех, кто знал дурное и умел уберечься от него. Он считал, что этическая добродетель в целом и различные ее проявления – благочестие, мудрость, рассудительность, мужество, справедливость и т.п. – представляют собой знание, которое обеспечивает выбор блага и отклонение зла. Тремя основными добродетелями Сократ считал умеренность, храбрость и справедливость. Общим в добродетелях является знание. Так, добродетель умеренности заключается в знании о том, как обуздывать страсти; добродетель мужества – в знании, как преодолевать опасности; добродетель справедливости – в знании того, как соблюдать законы Божественные и человеческие.
   Сократ считал мерой человеческой добродетели – меру приобщения к Божественной мудрости. Мудрость есть знание. Но человек не в силах знать все. Сократовское положение – «Я знаю, что я ничего не знаю» – отражает отношение человеческого познания к Божественному разуму. Истинное познание, согласно Сократу, исходит от Бога и приводит к нему. Сократ противопоставлял истинное знание суетной текучести личных ощущений и мнений. Он исходил из того, что мерой всех вещей является не человек, но Бог. Истинный путь человеческого познания состоит в том, чтобы уразуметь Божественную мудрость. Человек, по Сократу, был бы вообще лишен разума, если бы в нем не было бы бессмертной души на ряду со смертным телом. Именно благодаря Божественной душе, человек приобщается к Божественному знанию: подобное познается подобным. Положение о бессмертии души занимает ведущее место в философии Сократа, определяя смысл и цели человеческого бытия в мире, его жизни и смерти. Бессмертие души, по мысли Сократа, показывает, что только разумная и добродетельная жизнь целесообразна и соответствует Божественной гармонии вселенной.
   Сократ утверждал, что никакой склонности к злу в человеческой природе нет, что «все, делающие постыдное и злое, делают это невольно, по неведению». Четко было обозначено Сократом и единственно верное, по его мнению, направление усилий человека – познание и действование на основе знания.
   В свое время он сказал: «Я решил, что перестану заниматься изучением неживой природы и постараюсь понять, почему так получается, что человек знает, что хорошо, а делает то, что плохо».  
   Древнегреческая этика, начиная с Демокрита и Гераклита, выработала понимание добродетели как единства двух противоположных тенденций, направленных стремлений души. Платон высказал мысль о том, что не только пороки, но и добродетели могут быть противоположны друг другу. Мужество и рассудительность, по его словам, «в каком-то смысле находятся в отношениях взаимного противоречия и раздора». Первое относится к живости, напористости, стремительности жизни, а вторая – к спокойным проявлениям мысли, размеренным и мягким действиям. Каждая из этих тенденций необходима в одних обстоятельствах и неуместна в других. Неуместное и чрезмерное проявление качества превращает его из добродетели в порок. Для Платона было очевидным, что противоположности не только разрушают друг друга, но и, наоборот, составляют необходимое условие душевного здоровья. Он также выделял два полюса нравственного порока: враждебность и распущенность.
   Эти платоновские идеи были переработаны Аристотелем в учении о «золотой середине».
   Аристотель выделял триады качеств. Например, заключал в одну группу трусость, мужество и дерзкую отвагу. При этом он исходил из принципа единства противоположностей: способности идти навстречу опасностям и умения уклоняться от них. Точно также за скупостью, щедростью и мотовством стоят противоположности бережливого отношения к собственности и готовности использовать свое имущество для оказания помощи другим людям. В каждом подобном случае мера  обеспечивает добродетель качества и происходит из единства двух противоположностей. Нарушение меры – это разрыв и взаимное обособление этих противоположных стремлений. Оно, по мнению Аристотеля, приводит к несчастьям и порокам.
   Аристотель утверждал также что, говоря о нравственности, следует делать различие между тем, что мы имеем право требовать от всех, и той героической добродетелью, которая превышает силы заурядного человека: «Именно великодушие, самопожертвование движет вперед человечество, но требовать их от всех, мы не имеем права. Иное дело – справедливость – она должна проявляться в распределении почестей, денег или вообще всего, что может быть распределено между людьми, участвующими в общественной жизни».
   Наиболее влиятельный мыслитель эпохи Просвещения, немецкий философ И. Кант подвергал критике золотое правило нравственности. Как альтернативу золотому правилу он предложил известный «категорический императив». В нем он сформулировал нравственную задачу: «Поступай согласно такому правилу, какое могло бы стать законом жизни всех людей, чтобы ты в своем лице совершал выбор за все человечество». Он считал этику практической философией. Моральную свободу определял, как «способность выбирать только то, что разум признает добрым. Ни одно из непосредственно спонтанных чувств человека – доброжелательность, симпатия, участие, сострадание и прочие – само по себе не есть истинная добродетель. Ибо эти душевные порывы могут толкнуть человека не только на путь добра, но и к совершению зла». Борьба со злом, по Канту, - это, главным образом, личное совершенствование: «Истребить естественную склонность к злу в самом себе человек не в силах. Но как существо разумное и свободное, он способен ее превозмочь, не допустить до актуальной аморальности».
   Философ А. Шопенгауэр писал: «Каждый ничтожно малый индивид ощущает себя, тем не менее, средоточием мира, отдает предпочтение перед всем другим собственному существованию и благополучию, более того, в близком природе состоянии готов пожертвовать ради них всем, готов уничтожить мир, лишь бы несколько дольше сохранить свое собственное Я, эту каплю в море. Собственное существо и сохранение для индивида важнее, чем все остальные вместе взятые. На свою смерть каждый взирает как на конец мироздания, между тем, как сообщение о смерти своих знакомых выслушивает довольно равнодушно, если это не задевает его лично.... Человек - сплошное конкретное воление и совокупность множества потребностей. Неустанная забота об их удовлетворении, борьба за существование заполняют всю его жизнь. Если же у человека нет объекта воления, то им овладевает пустота и скука и само существование становится невыносимым бременем. Т.о. его жизнь качается подобно маятнику, в ту и другую сторону, между страданием и скукой…». Главная задача по Шопенгауэру, заключается в том, чтобы расстаться с самой волей к жизни, для чего следует возвыситься и над ее горестями и над ее радостями. А мораль должна складываться из следующих ступеней:
- аскетическая позиция в отношении к собственной личности;
- альтруистическая установка в отношении всех других людей и
- полное упразднение эгоизма в результате действия первых двух принципов.
   Источником всех нравственных поступков Шопенгауэр считает чувство сострадания.
   У А.Шопенгауэра нравственное начинается только тогда, когда человек поступает так или иначе из сочувствия к другим, из сострадания. Чувство сострадания, писал Шопенгауэр, чувство первичное, присущее человеку, и именно в нем основа всех нравственных побуждений, а не в личных соображениях себялюбия и не в чувстве долга. При этом в чувстве сострадания Шопенгауэр отмечал две стороны: «В одних случаях что-то удерживает меня от того, чтобы я причинял страдания другому, а в других – влечет меня к действию, когда другому причиняют страдание. В первом случае получается простая справедливость, а во втором проявляется любовь к ближнему».
 Внутренняя этическая позиция человека определяет то, что у него «на уме» и «за душой». Она проявляется в характере, в тех чертах, которые связанны с направленностью.
Категория: Полезные статьи | Просмотров: 3726 | Добавил: AFrolov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]