+7 (495) 506-56-00

Наш опрос

Что Вас интересует больше?
Всего ответов: 363

Избранное

Поделиться

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

.

.

.

Яндекс цитирования

.

.

.

Яндекс.Метрика

.

Тренинги и семинары по психологии

Категории раздела

Упражнения [9]
Система лечит позвоночник, оздоравливает сердечно-сосудистую систему, увеличивает половую энергию, укрепляет нервы, тренирует концентрацию внимания, повышает устойчивость к стрессам, усиливает интеллект и т.д.-
Полезные статьи [24]
Практические советы и рекомендации для тех, кто идет путем самосовершенствования

.

Яндекс.Метрика

.

...

...

Главная » 2011 » Август » 26 » САМОПРОГРАММИРОВАНИЕ ПО СИСТЕМЕ СТАНИСЛАВСКОГО
22:07
САМОПРОГРАММИРОВАНИЕ ПО СИСТЕМЕ СТАНИСЛАВСКОГО
«Я верю, следующим поколениям будет легче и видней; к их услугам будет наш опыт. Но ведь хочется жить независимо от будущих поколений и не только для них. Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благородную роль, хочется делать историю, чтобы те же поколения не имели права сказать про каждого из нас: то было ничтожество, или хуже того».
                                                                                                                                      А.П. Чехов
 
 Какую роль мы играем в жизни? Какую роль хотим играть? Можем ли мы повлиять на сложившуюся жизненную ситуацию, изменить ее? Попробуем ответить на эти вопросы, используя опыт гениального театрального деятеля К.С. Станиславского, в частности его работу «Искусство актера и режиссера». В ней говорится о том, как оживлять свою интуицию, использовать творческое воображение, как целенаправленно входить в нужный образ, сохраняя живость и «чувство правды».
   Попробуем применить эту технику к себе, и если есть такая потребность, изменим себя, образ своей жизни, перепрограммируем себя, создадим новый идеал.
   Этот творческий процесс начинается с углубления в «драму» своей жизни, осознания ее основного мотива. Постараемся вскрыть основную идею, «зерно», из которого как бы прорастают все действия и события нашей жизни. Нужно нащупать эту «главную пружину» и проследить основную линию действия, проходящую сквозь все эпизоды жизни. Станиславский называл ее сквозным действием. Это первый этап.
   Далее обратим внимание на свои отдельные устремления, внутренние состояния, чувства роли, субличности, нашего внутреннего мира. Отыскав подлинное «зерно», из которого развивалось сквозное действие, посмотрим, какие субличности объединялись в своих действиях. Каждая из них стремилась к осуществлению какой-то цели.  
   Теперь давайте ответим на вопрос: «хотим ли мы изменить ситуацию?» Если «да», то каким духом хотим наполнить свою жизнь, как изменить «зерно», «сквозное действие» своей жизни? Или просто необходимо его усилить?
   Итак, эта внутренняя работа начинается с анализа «зерна» жизни. Если вы познали его и определились с тем, каким хотите его видеть, это новое «зерно надо перенести к себе в душу, и с этого момента начинается творческий процесс – процесс органический, подобный всем созидательным процессам природы. Упавши в душу, зерно должно перебродить, прорасти, пустить корни и ростки и, питаясь соками почвы, в которую оно перенесено, произвести из нее живое цветущее растение».
   Это творческий процесс, и, как пишет Станиславский, «заменить «вдохновение», то есть, то творческое состояние, при котором оживает интуиция и деятельность творческого воображения внешние действия не могут. Привести себя в творческое состояние по заказу – невозможно. Можно ли выработать в себе рядом упражнений те элементы, из которых слагается творческое состояние и которые подвластны нашей воле?». Эти вопросы помогли Станиславскому определить внутренние препятствия, тормозящие творчество и отыскать приемы внутренней техники, то есть путей, ведущих от сознания к подсознательному, «в области которого протекает на 9/10 всякий подлинный творческий процесс».
   Вот обобщения, которые сделал по этому поводу Станиславский:
1. В творческом состоянии большую роль играет полная свобода тела, т.е. освобождение от мышечного напряжения, которое «мешает телу быть послушным проводником наших психических движений» (см. Саморегуляцию). Развитие в себе привычки к освобождению тела от излишней напряженности – это устранение одного из существенных препятствий в творческой деятельности.
2. Следующее наблюдение будет особенно полезно тем, чья деятельность связана с работой на публике, с аудиторией. Прилив творческих сил значительно тормозится мыслью о публике, присутствие которой как бы связывает внутреннюю свободу и мешает полностью сосредоточиться на своей задаче. Вместе с тем замечено, что творческий подъем всегда связан с сосредоточенностью внимания на действии.
   У актеров именно тогда, когда внимание отвлечено от зрителей, оно приобретает особую власть над ними.
   Это не значит, что актер перестает ощущать публику, но она не оказывает на него давления, не лишает необходимой для творчества непосредственности.
   Это может быть достигнуто, при умении управлять своим вниманием. Имея соответствующий навык, можно произвольно ограничивать круг своего внимания, сосредоточиваясь на том, что входит в этот круг и лишь полусознательно улавливая то, что выходит за его пределы. В случае надобности можно сузить этот круг настолько, чтобы достичь состояния публичного одиночества.
   Но каков бы ни был круг внимания, творчество при создании идеального образа требует полной сосредоточенности всей духовной и физической природы, участия всех физических и психических способностей. «Оно захватывает зрение и слух, все внешние чувства, оно возбуждает не только периферическую, но и глубинную жизнь существа человека, вызывает к деятельности его память, воображение, чувства, разум, волю. Это минуты «вдохновения», т.е. непроизвольного подъема способностей. А что делать при отсутствии подъема? Можно представить себе где-то виденный или промелькнувший в сознании образ, подражая внешним проявлениям его чувств, пробовать «выжать» из себя желаемые чувства, «внушить» их себе. Но в этом случае получим только грубую подделку, ибо чувства по заказу не приходят. Никакими усилиями сознательной воли нельзя пробудить их в себе непосредственно, и ничего не может быть бесполезнее для творчества, как пытаться сделать это, копаясь в собственной душе». Поэтому Станиславский выдвинул основное положение: «нельзя играть, представлять чувства и нельзя непосредственно вызвать их в себе».  
 
   Однако наблюдения за природой творчески одаренных людей позволили ему найти путь к овладению чувствами роли. Станиславский пришел к заключению: «этот путь лежит через деятельность воображения, которое в гораздо большей степени поддается воздействию нашего сознания. Нельзя непосредственно воздействовать на чувства, но можно расшевелить в себе в нужном направлении творческую фантазию, которая будоражит нашу аффективную память и, выманивая из скрытых за пределами сознания складов ее элементы когда-то испытанных чувств, по-новому организует их в соответствии с возникающими в нас образами. Так загоревшиеся в нас образы фантазии без каких-либо усилий с нашей стороны находят отклик в нашей аффективной памяти и вызывают в ней звучание соответствующих чувств».
   Вот почему творческую фантазию К.С. Станиславский считал основным, необходимым даром актера: «Без сильно развитой, подвижной фантазии невозможно никакое творчество – ни инстинктивное, интуитивное, ни поддерживаемое внутренней техникой. При подъеме же ее расшевеливается в душе художника целый мир спавших в ней, иногда глубоко погрузившихся в сферу бессознательного образов и чувств».
   Вот почему ее нужно развивать всем, кто хочет научиться владеть своими чувствами, перестраивать свою психику, т. е. кто хочет овладеть самопрограммированием.
   Конечно, внутренний опыт, т.е. круг жизненных впечатлений и переживаний должен быть постоянно расширяем, т.к. только при этом условии можно расширять и круг своего творчества. С другой стороны, по мнению Станиславского, нужно сознательно развивать свою фантазию, упражняя ее на новых заданиях.
   Но для того, чтобы созданный воображаемый мир захватывал эмоционально и увлекал к действию, необходимо поверить в него, как в нечто столь же реальное, как и окружающий мир действительности.
   Это не значит, что надо отдаваться какому-то подобию галлюцинаций.
(«Актер не должен терять сознание окружающей его действительности, принимать холсты декораций за подлинные деревья…») Наоборот, какая-то часть сознания должна оставаться свободной от захвата действием для контроля над всем, что человек испытывает и совершает. Как и актер «не забывает, что окружающие его на сцене декорации, бутафория – не что иное, как декорации, бутафория и т.д., но это не имеет для него никакого значения. Он как бы говорит себе: «Я знаю, что все окружающее меня на сцене есть грубая подделка под действительность, есть ложь. Но если бы все это было правдой, вот как я отнесся бы к этому явлению, вот как я поступил бы»… И с того момента, как в душе возникает это творческое «если бы», окружающая его реальная жизнь перестает интересовать его, и он переноситься в плоскость иной, создаваемой им воображаемой жизни».
   Так и мы, настраивая себя, должны отдавать себе отчет в том, что это лишь деятельность нашего воображения, но научимся использовать творческий потенциал этого «если бы».
   Однако Станиславский предостерегает от возможности невольного изменения правде в самом построении своего вымысла и в связанных с ним переживаниях. Вымысел может оказаться нелогичным, неправдоподобным. Внутренне отношение к воображаемым обстоятельствам может оказаться «надуманным», не соответствующим истинной природе чувства. Актеры в такой ситуации могут «дать неверную интонацию, могут не соблюсти художественной меры в жестикуляции или же, поддаваясь соблазну дешевого эффекта, впасть в манерность». Для предотвращения этих опасностей, по мнению Станиславского, нужно неустанно развивать в себе чувство правды, контролирующее всю психическую и телесную деятельность, как при создании образа, так и при действиях, исходящих из него. Только при сильно развитом чувстве правды можно достичь того, чтобы всякий жест, всякая поза были внутренне оправданы, т.е. выражали внутреннее состояние, отражали состояние сознания.
   Параллельно с этим, говорит Станиславский, должно идти развитие внешней техники – «усовершенствование телесного аппарата, который служит для воплощения создаваемого образа и точного, яркого выражения внутренней жизни. С этой целью нужно вырабатывать в себе не только общую гибкость и подвижность тела, не только легкость, плавность и ритмичность движений, но и особую сознательность в управлении всеми группами мускулов и способность ощущать переливающуюся по ним энергию, которая, исходя из высших центров, формирует определенным образом мимику, жесты, и, излучаясь, захватывает в круг своего воздействия. Такую же обостренную сознательность и тонкость внутренних ощущений надлежит выработать и по отношению к своему голосовому и речевому аппарату. Существует естественная музыкальная звучность речи. Она глубоко связана с внутренним звучанием роли, образа. Этой естественной музыкальности речи нужно добиваться в себе, упражняя свой голос под контролем чувства правды. Одновременно с этим необходимо работать над своей дикцией. Нельзя забывать, что каждый из звуков, слагающихся в слово, каждая гласная, как и согласная, являются как бы особой нотой, занимающей свое место в звуковом аккорде слова, и выражает ту или иную частицу просачивающейся через слово души. Надо научиться ощущать каждый отдельный звук слова как орудие художественной выразительности».
   «Творческий процесс, который нужно пережить, начиная с зачатия» образа и кончая его воплощением, очень сложный. Он тормозится несовершенством нашей внутренней и внешней техники.
   Как уже говорилось, начинается этот процесс с отыскания путем анализа «драмы ее художественного зерна и прослеживания ее сквозного действия». Дальнейшим моментом является определение отдельных устремлений, отыскание сквозного действия отдельных субличностей, внутренних ролей – того основного волеустремления каждой из них, которое, органически, вытекая из ее характера, определяет ее место в дальнейшем общем действии.
   Если сквозное действие не ощущается сразу, его можно нащупывать по частям, разбивая свой образ на куски, соответствующие отдельным этапам в жизни, отдельным задачам, возникающим в борьбе за достижение конечной цели. Каждый такой кусок, каждая задача может быть в случае надобности подвергнута дальнейшему психологическому анализу и разбита на задачи еще более частичные, соответственно отдельным волевым актам, из которых слагается жизнь. Не эмоции, не настроения, окрашивающие собой эти дробные куски, а именно волевой стержень этих эмоций и настроений нужно уловить. Другими словами, вдумываясь в каждый такой «кусок», надо спросить себя, чего я хотел, чего добивался и какую конкретную частичную задачу ставил перед собой в тот момент?
   Ответ на этот вопрос, говорит Станиславский: «должен быть дан не в форме существительного, а непременно в форме глагола: «хочу овладеть сердцем этой женщины», «хочу проникнуть к ней в дом», «хочу устранить охраняющих ее слуг» и т.д.»
   Такую же работу нужно проделать нам, создавая свой идеальный образ. Надо спрогнозировать различные ситуации будущего, возможную обстановку и вообразить свои действия, эмоции, настроения, волевой стержень этих эмоций и настроений и сформулировать задачу в форме глагола – хочу ...
   Формулированная таким образом волевая задача, «объект и обстановка которой все ярче и отчетливее вырисовываются благодаря деятельности творческой фантазии, начинает захватывать, волновать, выманивать из тайников аффективной памяти необходимые для образа комбинации чувств, чувств, имеющих характер действенный и способный воплотиться в действия». Так постепенно оживают и обогащаются сложной игрой органических переживаний отдельные части (субличности) создаваемого образа. Соединяясь вместе, срастаясь, они как куски, образуют «партитуру» образа.
   Подобно тому, как «в совершенном поэтическом произведении нет лишних слов, а только необходимые с точки зрения художественного замысла поэта, и в партитуре» создаваемого нами идеального образа не должно быть ни одного лишнего чувства, а только необходимые для сквозного действия, для цели жизни. Надо «уплотнить самую партитуру, сгустить форму ее передачи, найти яркие, простые и содержательные формы ее воплощения». Нужно, чтобы чувства органически вызрели и зажили, очистились от всего лишнего, отложились как кристаллы и пришли в живую связь, сгармонизировались между собой.
   Итак, рассматривая приемы и навыки, которые составляют внутреннюю и внешнюю технику актера, мы можем описать технологию вхождения в образ своего совершенства:
- Переосмысление своей прошлой жизни, углубление в ее «драму» с целью отыскания «зерна» и прослеживания «сквозного действия». Осознание и анализ своих субличностей, исходя из отдельных волевых актов.
-Развитие способности снимать мышечное напряжение,
-Работа над телом – развитие гибкости, пластичности и т. д. Научиться ощущать переливающуюся по мышцам энергию;
-Развитие естественной музыкальной звучности речи, дикции;
-Научиться управлять своим вниманием для преодоления скованности в обществе других людей;
-Развитие чувства правды, подчинение ему создания идеального образа и своих действий;
-Организовать деятельность воображения для создания идеального образа, используя творческий механизм «если бы все это было правдой, вот как я поступил бы …»;
-Сформулировать свою задачу в форме глагола «Я хочу …»;
-Расшевелить в себе в нужном направлении творческую фантазию, которая будоражит нашу аффективную память и, выманивая из скрытых за пределами сознания складов ее элементы когда-то испытанных чувств, по-новому организует их в соответствии с возникающими в нас образами. Благодаря деятельности воображения возникают необходимые комбинации чувств;
-Проанализировать, из каких отдельных устремлений, субличностей складывается идеальный образ. Организовать их в так называемую «партитуру»;
-Очистить образ от всего лишнего, оставить только те чувства (они должны прийти в живую связь и сгармонизироваться между собою), которые необходимы для сквозного действия, для цели жизни, для достижения совершенства.
Категория: Полезные статьи | Просмотров: 2819 | Добавил: AFrolov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]